678391, РС (Я), Намский улус, с. Ымыяхтах, ул. Центральная, 56, Ымыяхтах,

Намская МЦБС РС (Якутия)

Едейская сельская библиотека - филиал №1

Книги — это мудрость, запечатленная в словах, открывающая двери в бескрайний мир знаний.

Добро пожаловать в нашу библиотеку, где каждая страница — это новое приключение, а каждая строка — ключ к пониманию бескрайних граней жизни.

8 октября — День авиации Якутии. В 2025 году отмечается 100-летие авиации республики

Интересные факты об авиации.

История

8 октября 1925 года — день зарождения авиации Якутии, когда пилот Пётр Михайлович Фадеев поднял в небо самолёт «Сопвич», взлетевший с пристани Даркылах и совершивший посадку на Зелёном лугу. Этот первый полёт стал началом развития воздушного сообщения в республике.

29 августа 1928 года — официально открыта воздушная линия Иркутск — Якутск — первая в СССР регулярная линия, проходящая над районами Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.

В августе 1935 года закончено строительство постоянного Якутского аэродрома, постепенно было открыто авиасообщение с другими посёлками и городами республики.

Использование санитарной авиации. В конце 1940 года якутские авиаторы получили санитарный самолёт С-2, который был усовершенствованной моделью У-2. Начались полёты для выполнения санитарных заданий. 

Использование авиации для геологических экспедиций. В конце 1940-х — начале 50-х годов открытие в Якутии алмазных месторождений, залежей золота и минералов предоставило республике новые возможности для развития воздушной транспортной системы. Для геологических экспедиций, к которым практически невозможно было добраться наземным путём, авиация стала единственным средством связи с большой землёй. 

Образование аэропорта Саскылах. Днём образования аэропорта Саскылах считается 10 мая 1958 года, когда на ледовую площадку впервые совершил посадку самолёт Ан-2.

Развитие внутренних авиалиний и малой авиации. В 1960-е годы началось интенсивное развитие горнодобывающей промышленности, что потребовало развития воздушного вида транспорта. Якутские авиаторы начали осваивать газотурбинные самолёты и вертолёты. 

Люди

Валерий Ильич Кузьмин — один из первых пилотов Якутии, трижды миллионер по налёту (налетал три миллиона километров), освоивший 12 типов самолётов и основавший авиационную инфраструктуру региона.

Анатолий Савостин — пилот, который почти всю жизнь посвятил небу Якутии, осваивая его в сложных условиях. В конце 70-х годов он возглавил первые в Якутии массовые авиационно-химические работы и лично подготовил для них десятки экипажей.

Вера Кирилловна Захарова — одна из первых лётчиц Якутии, до войны окончила Якутский аэроклуб и получила специальность пилота.

Техника

В 80-е годы для авиации Якутии ввели в эксплуатацию турбореактивные самолёты ТУ-154, Ил-76, вертолёты Ми-26. Авиаторы предложили много усовершенствований, значительно расширивших диапазон эксплуатации самолётов и вертолётов при низких температурах наружного воздуха.

В 2006 году пилоты совершали сложную посадку на дрейфующую льдину при обслуживании северо-широтной экспедиции яхты «Тара».