- 08.10.2025
- 107
- нет
8 октября — День авиации Якутии. В 2025 году отмечается 100-летие авиации республики
Интересные факты об авиации.
История
8 октября 1925 года — день зарождения авиации Якутии, когда пилот Пётр Михайлович Фадеев поднял в небо самолёт «Сопвич», взлетевший с пристани Даркылах и совершивший посадку на Зелёном лугу. Этот первый полёт стал началом развития воздушного сообщения в республике.
29 августа 1928 года — официально открыта воздушная линия Иркутск — Якутск — первая в СССР регулярная линия, проходящая над районами Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.
В августе 1935 года закончено строительство постоянного Якутского аэродрома, постепенно было открыто авиасообщение с другими посёлками и городами республики.
Использование санитарной авиации. В конце 1940 года якутские авиаторы получили санитарный самолёт С-2, который был усовершенствованной моделью У-2. Начались полёты для выполнения санитарных заданий.
Использование авиации для геологических экспедиций. В конце 1940-х — начале 50-х годов открытие в Якутии алмазных месторождений, залежей золота и минералов предоставило республике новые возможности для развития воздушной транспортной системы. Для геологических экспедиций, к которым практически невозможно было добраться наземным путём, авиация стала единственным средством связи с большой землёй.
Образование аэропорта Саскылах. Днём образования аэропорта Саскылах считается 10 мая 1958 года, когда на ледовую площадку впервые совершил посадку самолёт Ан-2.
Развитие внутренних авиалиний и малой авиации. В 1960-е годы началось интенсивное развитие горнодобывающей промышленности, что потребовало развития воздушного вида транспорта. Якутские авиаторы начали осваивать газотурбинные самолёты и вертолёты.
Люди
Валерий Ильич Кузьмин — один из первых пилотов Якутии, трижды миллионер по налёту (налетал три миллиона километров), освоивший 12 типов самолётов и основавший авиационную инфраструктуру региона.
Анатолий Савостин — пилот, который почти всю жизнь посвятил небу Якутии, осваивая его в сложных условиях. В конце 70-х годов он возглавил первые в Якутии массовые авиационно-химические работы и лично подготовил для них десятки экипажей.
Вера Кирилловна Захарова — одна из первых лётчиц Якутии, до войны окончила Якутский аэроклуб и получила специальность пилота.
Техника
В 80-е годы для авиации Якутии ввели в эксплуатацию турбореактивные самолёты ТУ-154, Ил-76, вертолёты Ми-26. Авиаторы предложили много усовершенствований, значительно расширивших диапазон эксплуатации самолётов и вертолётов при низких температурах наружного воздуха.
В 2006 году пилоты совершали сложную посадку на дрейфующую льдину при обслуживании северо-широтной экспедиции яхты «Тара».
Если вам понравилась статья, не забудьте нажать на сердечко